Игровой тренинг
Заседание семейного клуба
«Собеседник»
Игровой тренинг
Тема. «Учимся играть, играя»
Цель: расширение представлений родителей об инновационной деятельности, осуществляемой в учреждении образования
Задачи:
- формирование представлений об организации среды для разных видов детской деятельности;
- развитие умения организовать игровую деятельность ребенка в любой ситуации.
Материал: стикеры, ручки, ложка (пластиковая, одноразовая), фантики от конфет, нитки, ручка, ключ от дома, книжка, альбом, карандаши (фломастеры), салфетки, одноразовые маски, бутылочка с антисептиком, скотч, клеящий карандаш, мамины ножницы, папина ручка от вставной отвертки, детская книжка.
Предварительная работа: родители активно участвовали в реализации проекта (оснащении центров, мероприятиях с детьми), ориентируются в организованных в группе центрах детской деятельности, их наполнении.
Ход.
Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы с вами будем говорить об играх наших детей. Вы знаете, что игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок удовлетворяет свои собственные потребности. В подвижной – потребность в движении, в дидактической – в познании, в сюжетно-ролевой – потребность «быть как взрослый». Но все игры объединяет реализация основной потребности – потребность в общении (со сверстниками, с взрослыми). И для нас, взрослых (педагогов, родителей) очень важно быть достойным собеседником, партнером в играх наших детей. Важными составляющими сюжетно-ролевой игры является сюжет, роли и конечно же предметы, с которыми можно поиграть. Согласитесь, что это не только игрушки, но и объекты из нашей повседневной жизни. Что такое сюжет? Это воображаемая ситуация, в которой оказываются играющие. Что такое роль? Это образ, который берет на себя играющий. Игровое пространство – это то пространство, которое насыщено всевозможными объектами, которые будут востребованы в игре.
Предлагаю Вам поиграть. Наша игра предполагает общение. Когда мы общаемся, мы называем себя по имени. У Вас есть стикеры, ручки. Напишите, пожалуйста, на стикерах имя, чтобы к Вам можно можно было обратиться в процессе игры. (Родители пишут на стикерах имена, прикрепляют их к одежде).
- Определение сюжета игры.
Представьте, что Вы едете на поезде дальнего следования вместе с семьей, дети тоже с Вами. Следовательно, игровой сюжет – поездка в поезде, роль–пассажиры, игровое пространство – купе поезда. Остановимся подробнее на предметах, с которыми можно поиграть. Что обычно семья берет с собой в поездку? (Родители перечисляют.)
- Чудесные превращения предметов.
В нашем багаже оказалось: ложка (пластиковая, одноразовая), фантики от конфет, нитки, ручка, ключ от дома, книжка, альбом, карандаши (фломастеры), салфетки, одноразовые маски, бутылочка с антисептиком, скотч, клеящий карандаш, мамины ножницы, папина ручка от вставной отвертки. Как эти предметы можно использовать, чтобы поиграть с ребенком пяти-шести лет? (Родители высказывают свои предложения) Предлагаю Вам, используя данные предметы, изготовить сказочных героев.
3.Составление сказки по методу каталога. (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).
У нас появились сказочные герои. В нашем багаже оказалась книжка со сказками. Как вы думаете, можно ли инсценировать сказку, которая содержится в книжке, с помощью ваших героев? (ответы родителей). Я предлагаю попробовать. Чтобы получилась сказка, я буду задавать вопросы, Вы будете находить ответы, показывая в книжке закрытыми глазами слово, если это слово не согласуется с другими словами в предложении, будем его изменять (по роду, числу, части речи, проявляя фантазию. Замечу, что сказочные герои бывают положительные и отрицательные, следовательно, попрошу философски отнестись к ролям ваших кукол.
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?
- Как мы назовем нашу сказку?
(Находя в книжке ответы на вопросы, родители составляют сказку. Инсценируют сказку с помощью героев, выполняя, проигрывая роли.)
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Какой урок можно вынести из нашей сказки? Сформулируйте, пожалуйста, одним предложением. (Родители формулируют).
- Новое место для куклы.
Наше путешествие на поезде подходит к концу. Представьте, что получившихся сказочных героев вы бережно уложили в багаж. Они вместе с вами вернулись после долгого путешествия домой. Отпуск закончился. Вам пора на работу, детям – в детский сад. Вы разрешили детям принести сказочного героя в группу. На какой полке вы бы его разместили, в каком центре и почему?
- Рефлексия.
В конце нашей встречи, я попрошу поделиться впечатлениями, закончите, пожалуйста предложение: « Мне было ….интересно ……,».
- Подведение итогов. Сегодня, на нашей встрече, мы хотели еще раз подтвердить тот факт, что играть с ребенком не только интересно, но и полезно, а так же то, что мир, окружающий нас многогранен, только надо посмотреть на него через призму игры и воображения, то есть глазами наших детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Сидорчук,Т.А. Воображаем, размышляем, творим….:пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/Т.А.Сидоркуч, А.В.Корзун.-Мозырь.: ООО ИД «Белый Ветер»,2006.-201, [3]с.:ил. С.149-163.