Аттестация

Информация  для педагога,

претендующего на присвоение высшей категории.

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ОПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

примерная структура описания опыта педагогической деятельности открыть(.pdf)
требования к оформлению опыта открыть(.pdf)
шаблон титульного листа описания опыта педагогической деятельности скачать(.doc)
критерии и показатели оценки представленного опыта и разработанного фрагмента педагогической деятельности открыть(.pdf)

ДОКУМЕНТЫ,

КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК  для сдачи квалификационного экзамена:

направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования (управлением образования райисполкома) в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» по адресу: 230011 г.Гродно, ул.Гагарина, 6;
форма направления 1 скачать (.doc) 
форма направления 2 скачать (.doc)
образец направления 1 открыть (.pdf)
образец направления 2 открыть (.pdf)
описание опыта педагогической деятельности (на бумажном и электронном носителях предоставляется в соответствии с установленными требованиями в квалификационную комиссию в день проведения экзамена).

 

Алгоритм описания опыта работы педагога

 

1.Тема

Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя.

Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:

  1. «Что я делаю?»;
  2. «Для чего? С какой целью?».

Обычно тема состоит из 2-х частей: «что?»  +   «для чего?»

  • «… для …»
  • «… как средство …»
  • «… как основа…»

 

«Использование … для…»

«Приемы (методы) … как средство развития  (формирования) …»

 

Типичные ошибки:

а) тема очень широкая;

б) тема очень узкая;

в) тема требует раскрытия многих направлений. 

2. Актуальность опыта

Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы).

Возможные варианты:

  • значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
  • проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

 

  • «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
  • «Актуальность темы обусловлена …»
  • «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»

 

Типичные ошибки:

а) описание отрицательного опыта собственной педагогической деятельности.

3. Цели опыта

Для формулировкицели необходимо ответить на вопрос:

«Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?».

Формулировки цели обычно начинаются с существительного

  • развитие
  • формирование
  • определение условий
  • совершенствование
  • повышение уровня
  • обеспечение

Типичные ошибки:

а) цель не соответствует теме;

б) не отражает направленности на совершенствование образовательного процесса, личности учащихся;

в) цель шире темы;

г)цель уже темы.

4. Задачи опыта

Для формулировкизадачнеобходимо ответить на вопрос:

«Что я делаю для достижения данной цели?».

Задачипрописываются как средства достижения цели или последовательность действий (шагов) по достижению цели.

Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.

Формулировки задач начинаются с глагола

  • организовать
  • выявить
  • проанализировать
  • составить
  • разработать
  • провести

 

Типичные ошибки:

а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);

б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.).

 

5. Ведущая идея опыта

Идея– это мысль о том, какпреобразоватьдействительность в желаемом направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких предложениях.

Для формулировкиидеинеобходимо ответить на один из вопросов:

  • «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
  • «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
  • «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».

 

Типичные ошибки:

а) идея опыта не связана с темой и целью;

б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.

 

 

 

6. Описание сути опыта

Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

  1. «Что у меня получается лучше всего?»;
  2. «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);
  3. «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;
  4. «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);
  5. «В какой системе можно представить мой опыт:
    • система  работы с 1 по 4 классы;
    • система уроков по изучению одного раздела учебной программы; 
    • система работы на уроке определенного типа;
    • система заданий по учебной теме или др.?»
  6. «Какие этапы можно выделить в моей работе?».

Порядок изложенияопыта может быть подчинён заявленным задачам – опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков – давать в приложении).

 

Типичные ошибки:

а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;

б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;

в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий 

   («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);

г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;

д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);

е) научные термины используются без понимания их сути;

ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог

     использует в своей деятельности (получается, что автор  – сам учитель);

з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога

и) заимствование из Интернет-источников

 

7. Результативность опыта

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  1. Как можно доказать результативность моего опыта?
  2. Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  3. Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  4. По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  5. Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

 

Типичные ошибки:

а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе

(формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);

б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

 

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

  1. Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
  2. Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
  3. Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
  4. Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
  5. Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

 

 

9. Список использованных источников

Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.

Список публикаций автора по теме опыта.

 

 

10. Приложения

Приложение может включать:

  • конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
  • примеры заданий;
  • инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
  • таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта;

 

 

Возможная структура описания опыта работы

        

титульный лист

1 – актуальность опыта

2 – цель и задачи

3 – теоретическое обоснование

4 – описание опыта

5 – результативность опыта

6 – перспективы развития опыта

7 – список использованных источников

8 – приложения

 

Об аттестации педагогических работников

 

Р.Ю.Абрамчик,

начальник главного управления

        По поручению Министерства образования Республики Беларусь (письмо от 08.11.2021 № 06-01-50/9756/дс/) и в связи с поступающими запросами физических и юридических лиц, касающимися аттестации педагогических работников, главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета информирует.

Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).

В соответствии с пунктом 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее – ЕКСД).

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция).

Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.

Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям.

Согласно ЕКСД по таким должностям как руководитель (директор начальник, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности) (далее – руководители) присвоение квалификационных категорий («категорирование») не предусмотрено. Следовательно, педагогические работники, занятые в данных должностях руководителей, не проходят аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории.

В случае выполнения руководителем на условиях совместительства работы в должности педагогического работника, которому устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку и по которой предусматривается «категорирование», данные педагогические работники проходят аттестацию на присвоение квалификационной категории в соответствии с Инструкцией. При этом объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории при работе по совместительству Инструкцией не установлен. В этой связи педагогический работник может претендовать на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности вне зависимости от объема педагогической нагрузки.

Согласно пункту 5 Инструкции аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования). Аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться в отношении педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.

Обращаем внимание на то, что инициирование проведения такой аттестации является правом, а не обязанностью руководителя организации.

В соответствии с частью второй пункта 6 Инструкции квалификационная категория присваивается по каждой занимаемой должности.

Согласно пункту 17 Инструкции решение о допуске к аттестации (отказе в допуске) принимает аттестационная комиссия.

Условия допуска к аттестации перечислены в пункте 18 Инструкции:

наличие стажа работы в должности два года – для присвоения второй квалификационной категории, два года со дня присвоения второй категории – для присвоения первой квалификационной категории, три года со дня присвоения первой квалификационной категории – для присвоения высшей квалификационной категории). Исключение из данного правила составляют случаи, указанные в частях третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции.

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Согласно пункту 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011                  № 954, руководители организаций обеспечивают направление:

педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;

педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;

иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

Обращаем особое внимание на то, что лица, получившие диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. При этом к указанным педагогическим работникам, а также к педагогическим работникам, принятым с должностей профессорско-преподавательского состава, лицам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание, не применяется обязательное условие допуска к аттестации о необходимости освоения содержания программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Согласно пункту 20 Инструкции без учета стажа работы в должности педагогический работник может претендовать  на присвоение квалификационной категории, присвоенной ранее по  другой должности. В данном случае также должны соблюдаться такие условия допуска к аттестации, установленные пунктом 18 Инструкции, как:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательствам.

Вновь принятые на работу педагогические работники, имеющие право претендовать на присвоение квалификационной категории на основании частей третьей-пятой и седьмой пункта 19, пунктах 20 и 20-1 Инструкции и изъявившие желание пройти аттестацию, могут обращаться в аттестационную комиссию в любое время календарного года.

Согласно пункту 20-1 Инструкции в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника главного управления по образованию облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома (в зависимости от территориального расположения учреждения образования, независимо от подчиненности и формы собственности). По мнению Министерства образования к таким случаям можно относить не только достижения работником значимых результатов в педагогической деятельности, но и значительный опыт работы в иных отраслях экономики, связанный с педагогической, научно-педагогической, спортивной, воспитательной, социальной деятельностью и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валентейчик 74 11 98