Советы руководителя физического воспитания

ВНИМАНИЕ! ПЛОСКОСТОПИЕ!

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);
  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);
  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
  • чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;
  • рахит;
  • паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);
  • травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие?

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.

Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника,  целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности

свернуть

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

 

   Все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии. Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские надежды. Родители часто недооценивают значение физических упражнений вообще и их роль в жизни собственного ребенка, так как они чрезмерно заботятся об интеллектуальной составляющей своего малыша, а в отношении физической подготовки снижают планку своих требований по мере его взросления.

   Как правило,  в период первого года жизни каждая мать старается уделять в уходе за своим ребенком должное внимание физическим упражнениям, массажу, гигиеническим процедурам. Но чем старше становится ребенок, тем чаще становится негативная тенденция сокращения времени, внимания и сил на организацию его физического воспитания. Это находит свое отражение в отношении родителей к занятиям детей физкультурой дома.

   Чаще всего родители не отрицают необходимости занятий физкультурой дома, но в тоже время и не предпринимают практических шагов для решения поставленной задачи.

   Для того, чтобы физкультура стала любимым занятием, важно выполнить следующие условия:

1.создать материально-технических условий для занятий дома;

2.обеспечить  соблюдение детьми режима дня, правил личной гигиены, выполнение утренней гимнастики и закаливающих процедур и контроль за всем этим;

3.по мере возможностей организовывать соревнования и игры на детских площадках по месту проживания;

4.принимать всей семьей непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, развлечениях, играх, прогулках.

Особое значение имеет выполнение третьего и четвертого условий, позволяющих демонстрировать ребенку личный пример отношения к ценностям физической культуры, родителями на практике.

  Семья играет главную роль относительно формирования у детей гигиенических привычек, привычки разумно проводить свободное время.

   Родители должны создать  комфортные условия для здорового развития своего ребенка.

свернуть

Профилактика нарушений осанки у дошкольников

Искривление позвоночника в детстве и следующие за ним заболевания в подростковом возрасте существенным образом влияют на способности к обучению, дальнейшую трудоспособность, cтрадает красота фигуры, появляются и прогрессируют сопутствующие заболевания различных органов и систем.
        Какая же осанка считается правильной, нормальной? Голова прямо, грудная клетка развернута, плечи на одном уровне, живот втянут, коленные и тазобедренные суставы разогнуты. В случае, если происходит "перекос" в каком-либо из отделов позвоночника в какой-либо плоскости, в первую очередь начинают страдать дыхательные и пищеварительные функции, затрудняется мозговое и периферическое кровообращение, нарушается работа сердца, в тяжелых случаях может диагностироваться нефроптоз (опущение почки).

  Осанка человека формируется в течение всего периода роста, то есть от рождения до 18-20 лет. Правильные изгибы позвоночника должны быть образованы к 6-7 годам ребенка, к моменту его поступления в 1 класс. Чтобы к школьному возрасту сформировалась правильная осанка, ребенку нужно обеспечить:

·          полноценное правильно питание;

·         прогулки на свежем воздухе;

·         правильно оборудованное соответственно росту рабочее место (детская парта);

·         оптимальное освещение во время занятий;

·         регулярные физические нагрузки согласно возрасту (гимнастика, танцы, ЛФК);

·         полноценный отдых и сон;

·         подходящее спальное место (ортопедический матрац, ортопедическая подушка).

        Комплекс утренней гимнастики с акцентом на упражнения для формирования правильной осанки стоит проводить с детьми уже с 4-х лет. В этом же возрасте прививают привычку правильно сидеть за партой, столом, особенно во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр.
      Стол должен иметь высоту на 2-3 см выше локтя свободно опущеной руки ребенка. Высота стула должна быть равна высоте голени, т.е. ноги сидящего ребенка должны доставать до пола и быть согнуты в коленях под прямым углом. Спина должна плотно прикасаться к спинке стула, которая имитирует естественный поясничный изгиб. Между грудью ребенка и краем стола должно быть расстояние 1,5 - 2 см, голова слегка наклонена вперед. В таком положении малышу будет комфортно заниматься, он будет максимально воспринимать новую информацию, сохраняется хорошее зрение, но помните, что длительное сидение в одной позе так же вредно, как и неправильная посадка. Регулярные разминки, смена положения и рода занятий способствуют отличному усвоению материала и сохранения физического здоровья.

свернуть

Упражнения на развитие дыхательной системы дошкольников

Одной из причин частых заболеваний детей дошкольного возраста простудными заболеваниями - возрастные особенности несформированности дыхательной системы, затрудняющей их носовое дыхание .

Предлагаем Вам для проведения в условиях семьи комплексы упражнений на развитие дыхательной системы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

«Осенняя прогулка»

(профилактика заболеваний верхних дыхательных путей)

И. п.

Упражнение

Дозировка

Организационно-методические указания

1.  В ходьбе с активными движениями рук

«Гуляем на полянке» (глубокие вдохи-выдохи через нос)

1-2 мин.

Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивать через предметы)

2. Стоя, руки на поясе

"Бабочка" (1 - отвести локти назад, вдох через нос, про­гнуться; 2 - 3 - задержать дыхание; 4 - И. п., выдох через нос)

4-5 раз

Выполнять упраж­нение по возмож­ной амплитуде; следить за согла­сованием дыха­ния и движений

3.Широ­кая стой­ка, руки на пояс

"Запахи осени" (1 - 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос; 4 — И. п., выдох через рот; 5-6-7 — то же в другую сторону; 8 — И. п.)

4  -  6 раз

Согласовывать движения и дыхание

4. Стоя, руки на поясе

 

"Небо и земля" (наклон головы назад, вдох; наклон головы вперед, выдох)

6  -  8 раз

Выполнять уп­ражнение мед­ленно, по возможной амплитуде (можно с закры­тыми глазами)

 

5. Сидя, руки перед грудью

"Дудочка" (имитация игры на дудочке)

До 1 - 1,5 мин

На выдохе как можно дольше произносить

6. Стоя,

руки

вверху

 

"Лесорубы" (1 - 2 - 3  -  прогнуться, вдох; 4  -  наклон вперед, мощный выдох)

2 -  3 раза

Движения по воз­можной амплиту­де; форсированное дыхание

7. В беге

"Уноси-ка ноги" (дыхание через нос, активно работать руками, высоко поднимать колени)

1 - 1,5 мин

Выполнять ими­тацию бега (или бежать) с актив­ным взмахом рук

8. В ходь­бе

"Опасность миновала" (рит­мичная ходьба по залу, на 2 шага — вдох через нос, на 4 — выдох; постепенно уве­личивать фазу выдоха (на 3 шага — вдох, на 6 — выдох; на 4 — вдох, на 8 — выдох и т. д.)

1,5 - 2 мин

Дыхательные упражнения в ходьбе до полного восста­новления дыхания

9. Сед

(стоя), на

ладони

нарезанная

бумага

(пушинки,

лепестки)

"Сдуй листок" (глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2 - 3 с)

2-3 раза

Выдохи прерыви­стые через нос; стараться сдувать несколько "лепестков"

10.Основ­ная стойка

"Молодцы" (руки за голову, медленно поглаживать шею сверху вниз до подмышечных впадин, вдох и выдох через нос)

Самомас­саж шеи 1 - 2 мин

Дыхание ровное, не задерживать

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  «ИНОПЛАНЕТЯНЕ»

(профилактика заболеваний верхних дыхательных путей)

И. п.

Упражнение

Дозировка

Организационно-методические указания

1.  Сед

"Надуем шар" (на вдохе через нос выпятить живот; на выдохе - втянуть)

3 - 4 раза

Выполнять по возможной ам­плитуде

2. Упор-присев

"Воздушный шарик" (1 - встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос - "шарик взлетел"; 2-6 — удерживать статиче­ское напряжение и задержи­вать дыхание на вдохе; 7 - 8 - И. п., выдох через нос - "шарик улетел")

3-4 раза

Удерживать рав­новесие; дыха­ние глубокое

3.Стоя  на коленях

"Собака берет след" ("при­нюхивание" — прерывистые вдохи через нос; выдох произ­вольный)

4 - 6 раз

Постепенно увеличивать количество вдо­хов-выдохов

4. Сед

 

"Непривычный запах" (1 - 4 - вдох через нос при за крытом рте; 5-10 - пре­рывистый выдох через нос)

3 - 4 раза

Вдох и выдох прерывистые

5. Широ­кая стой­ка, руки на поясе

 

"Ветер"  (1 - наклон к пра­вой ноге, левая рука вверх, выдох; 2 - И. п., вдох; 3 - то же к другой ноге, выдох; 4 - И. п., вдох)

4 - 6 раз

Движения выполнять по полной амплитуде, следить за дыханием

6. Стойка, руки на поясе

 

"Робот" (1 – 2 – поворот головы в сторону, вдох; то же в другую сторону)

4 - 6 раз

Движения чёткие, прерывистые

7. Стоя,

руки

вперед

 

"Силачи" (1 - 2 - 3 - руки к плечам с одновременным сжиманием пальцев в кулак, выдох; 4 - И. п., вдох)

4 - 6 раз

Удерживать ста­тическое напря­жение мышц

8.Широкая стойка

"Пружинка" (1 - 2 - 3 - пружинящие приседания, прогнуться, стараться руками коснуться пяток, прерывистые вдохи; 4 – медленный наклон вперёд, стараться достать руками пол, вдох)

3 - 4 раза

Сочетать движения с дыханием

9. Стоя

"Разговор с инопланетяна­ми" (рот плотно закрыт, на выдохе прерывисто произно­сить звуки "м", "н")

До 1 мин

Не открывать рот

10.Сидя, упор сзади

"Хохотунчики" (1-4 - вдох через нос, рот закрыт; 5-10 - выдох при закры­том рте с произнесением "ха-ха-ха")

3 - 4 раза

Постепенно уве­личивать длитель­ность выдоха и ко­личество произ­несения звуков

11. Стоя

 

"Брызгалка" (свободные махи поочередно верхними и ниж­ними конечностями, дыхание не задерживать)

10-12 раз

Добиться полного

расслабления

конечностей

свернуть