группа №3

«Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

      Одним из условий развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В общении со взрослыми ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Формирование грамматически правильной речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Основные составляющие речевого развития детей: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр. Например, очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях. Разыгрывание сказок с заместителями. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка», можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками. А рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет. Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, эмоциональную; превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда взрослый и ребёнок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняется порядок строк. Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и придумать рассказ о том, кто в домике живет и т.д.), игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, салата?», «Вкусные слова» (кислые, сладкие …), «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь). С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное), «Приготовим сок» (яблочный), «Посчитай до пяти» (одна слива, две сливы… пять слив). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка. Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

 

Рекомендации родителям по формированию грамматического строя речи детей

     В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.

     Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

     Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова.

     Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию – не только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. 

    Расширяйте словарный запас ребенка.

     Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем – письму.

     Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку, т. к. дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.              Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.                                Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы. Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.

Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.

 

 

 

 

 

Изображение

 

Изображение

 

Уважаемые родители!

На этой неделе ребята познакомились с разными видами деревьев, с понятием "лес". Закрепили названия деревьев, места произрпстания, отметили особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иглы, плоды). Закрепили обобщающее понятие - деревья. Играли в игры, составляли и разгадывали загадки, научились рисовать деревья. Это было интересно и увлекательно!Уважаемые родители, предлагаем Вам, совместно с детьми поиграть дома в такие игры: "Четвёртый лишний", "Кто больше знает о дереве", "Узнай дерево по описанию", "Собери листочки", "Закончи предложения", "Ты - моя частичка", загадайте загадки о деревьях.

 

 

Советы родителям по развитию связной речи   у детей дошкольного возраста

     Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

     Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

     Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

     Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.  Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

     Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В играх: «Кто больше назовет?»,  «Кто больше скажет о предмете?»,  «Что из чего сделано?» и другие (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет,   игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее).

     Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.) Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания.   Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы не были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое – то задание.

 

     Например, в весенний  день, ребенок с отцом собираются в лес. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его представления об окружающем мире, совершенствоваться речь.

     Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Во время прогулки можно познакомить ребенка с названиями деревьев (береза, дуб, клен, сосна, ель, липа). Предложите ребенку спрятаться за березу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом. Прогуливаясь с ребенком по лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком.

     Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

     После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

     Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам:  «Кого встретил колобок? Какую песенку спел?» и т.д.

     Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием.

     Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам.

     Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом (можно вырезать из детских журналов.)   Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.   

     Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

 

     Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки,  экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события.

     Например, как ходили в цирк,  в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

     Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли. Хорошо, если вы записываете детские рассказы. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

     Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

- Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут-с детьми 6-7 лет.

- Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

- В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

- Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.