Руководитель физического воспитания рекомендует

Упражнения на релаксацию

Упражнения на релаксацию

 

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Задуй свечу»

     Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

    Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

 

Упражнения на расслабление мышц лица:

«Озорные щечки»

    Набрать воздух сильно, надувая щечки. Задержать дыхание, медленно выпустить воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются, потом расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

  Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

                  У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

                  Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 сек.).

                  Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю!

 «Злюка успокоилась»

  Напрячь челюсти, растягивая губы и обнажая зубы, рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

                     А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

                     Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

                     Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

                     Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

                     Может, даже и зевнуть!

 

Упражнения на расслабление мышц шеи:

«Любопытная Варвара»

  И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

                                  А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

   Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

                                  Возвращается обратно – расслабление приятно!

  Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

                                  Возвращается обратно – расслабление приятно!

 

 

 

 

 

 

 Упражнения на расслабление мышц рук:

«Лимон»

  Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить лимон и расслабить руку:

                                    Я возьму в ладонь лимон,

                                    Чувствую, что круглый он.

                                    Я его слегка сжимаю –

                                    Сок  лимонный выжимаю.

                                    Все в порядке сок готов.

                                    Я лимон бросаю, руку расслабляю.

  Выполнить тоже движение левой рукой.

«Пара»

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)

  Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется и наоборот.

 «Вибрация»

                   Какой сегодня чудный день!                         Руками потрясли.

Прогоним мы тоску и лень!                           Вот мы здоровы и бодры!

 

Упражнения на расслабление мышц ног:

«Палуба»

  Представьте себя на корабле. Качает, чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-Выдох!

                          Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

                          Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Лошадки»

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать не забудьте!

«Слон»

  Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»

 

Упражнение на расслабление всего организма:

«Снежная баба»

  Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две, торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утр, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, затем другая. Постепенно начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

 

 

«Птички»

  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы. Поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 «Бубенчик»

  Дети ложатся на спину, закрывают глаза, отдыхают под звучание мелодичной спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денек»

  Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывая глаза. Происходит релаксация под звучание спокойной музыки:

                                      Я на солнышке лежу,

                                     Но на солнце не гляжу,

                                     Глазки закрываем, глазки отдыхают.

                                     Солнце гладит наши лица,

                                     Пусть нам сон хороший снится.

                                     Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

                                     Прогуляться вышел гром.

                                     Гремит гром как барабан (дети «пробуждаются»).

«Замедленное движение»

  Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную негромкую музыку:

                                         Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

                                         Но не все пока умеют расслабляться отдыхать.

                                         Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

                                         Замедляется движенье, исчезает напряженье.

                                         И становится понятно – расслабление приятно!

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем  тихо на кровать

И тихонько будем спать.

свернуть

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ГИПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР

ДЛЯ ГИПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

«Быстрый мяч»

Цель: развивать точность движений, настойчивость в достижении поставленной задачи; формировать умение управлять собственными движениями.

Материал: мячи по количеству детей.

Правила: движение начинать одновременно по сигналу.

Содержание: Дети встают в ряд так, чтобы не мешать друг другу, на расстоянии 1-<st1:metricconverter productid="3 м" w:st="on">3 м</st1:metricconverter> от свободной стены. Они принимают и. п. и по сигналу с силой толкают мяч рукой так, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается одно очко. Ставится задача — набрать как можно больше очков.

Варианты игры: усложняются и. п., о которых дети договариваются перед началом игры. Возможные варианты и. п.: сидя, стоя на коленях, в приседе, лежа на животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мяч можно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено, вводится новое правило — очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся к игроку, и он поймал его.

 

«Два мяча»

Цель: развивать глазомер, умение управлять собственными движениями; упражнять в целенаправленной деятельности.

Материал: мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.

Правила:

1) добиваться, чтобы мячи столкнулись, в противном случае очко не засчитывается;

2) начинать движение одновременно по сигналу.

Содержание: Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1-<st1:metricconverter productid="3 м" w:st="on">3 м</st1:metricconverter> (по договоренности), у обоих в руках по мячу. По команде они прокатывают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились.

Варианты игры: дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились; бросают мячи друг другу и ловят их.

 

«Кто больше знает движений?»

Цель: закрепить названия видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Материал: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

 Правила: 1) точно называть и правильно показывать движения; 2) нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Содержание: Дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй (из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

 Вариант игры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается говорят: "Нет!", при отгадывании — "Да!". Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

 

«Узнай движение»

Цель: развивать навык узнавать движения по их словесному описанию. Правила: точно называть вид и способ движения; развивать точность движений.

Содержание: Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. "Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала" — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения: например, встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

 

«Узнай движение по следу»

Цель: закрепить знания о видах ходьбы, бега, прыжков.

Правила: 1)   точно выполнять движение, чтобы остался четкий след; 2)   правильно называть выполненное движение.

Содержание: Игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбы в приседе, волка — бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого дети закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает), подражая движениям животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, угадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение — водящий меняется. Если не отгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, внося в нее сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет "лесной зверь", и что это за зверь.

 

«Час тишины и час «можно»»

Цель: формировать навык управлять поведением.

Содержание: Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. "Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их "не слышит").

 

«Замри»

Цель: развивать внимание и память, умение управлять собственными движениями

Содержание: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

 

«Ниточка с иголочкой»

Цель: развивать внимание и память.

Содержание: Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.  

 

«Гонка за лидером»

Цель: развивать внимание и двигательную память, умение управлять собственными движениями; упражнять в целенаправленной деятельности.

Содержание: Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

«Шапка-невидимка»

Цель: развивать внимание и память.

Содержание: В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

 

«Скалолазы»

Цель: развивать выносливость, внимательность.

Содержание: Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла

 

 

кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

 

«Кто скорее с мячом»

Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры. Упражнять в беге, развивать выносливость, ловкость.

Содержание: Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-<st1:metricconverter productid="10 м" w:st="on">10 м</st1:metricconverter>). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.

 

«Не урони мяч»

Цель: обучать в игровой манере координации движений, способствовать развитию ловкости, умению действовать сообща.

Содержание: У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого 5-<st1:metricconverter productid="8 м" w:st="on">8 м</st1:metricconverter>.

 

 

 

«Догнать соперника»

Цель: формировать навык действовать по сигналу, выполнять задачи в определенной последовательности, упражнять в беге, ходьбе, вырабатывать ловкость.

Содержание: Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает

 

 

 

кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

 

«Кто скорее с мячом»

Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры. Упражнять в беге, развивать выносливость, ловкость.

Содержание: Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-<st1:metricconverter productid="10 м" w:st="on">10 м</st1:metricconverter>). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.

 

«Не урони мяч»

Цель: обучать в игровой манере координации движений, способствовать развитию ловкости, умению действовать сообща.

Содержание: У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого 5-<st1:metricconverter productid="8 м" w:st="on">8 м</st1:metricconverter>.

 

 

 

«Догнать соперника»

Цель: формировать навык действовать по сигналу, выполнять задачи в определенной последовательности, упражнять в беге, ходьбе, вырабатывать ловкость.

Содержание: Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает

 

 

 

кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

 

«Кто скорее с мячом»

Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры. Упражнять в беге, развивать выносливость, ловкость.

Содержание: Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-<st1:metricconverter productid="10 м" w:st="on">10 м</st1:metricconverter>). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.

 

«Не урони мяч»

Цель: обучать в игровой манере координации движений, способствовать развитию ловкости, умению действовать сообща.

Содержание: У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого 5-<st1:metricconverter productid="8 м" w:st="on">8 м</st1:metricconverter>.

 

 

 

«Догнать соперника»

Цель: формировать навык действовать по сигналу, выполнять задачи в определенной последовательности, упражнять в беге, ходьбе, вырабатывать ловкость.

Содержание: Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает

свернуть

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей (рекомендации для воспитателей дошкольного образования)


     Для растущего организма большое  значение имеет двигательная активность. Однако часто  её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. 
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. 
      Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его разностороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе. 
     Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат. 
     Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. 
•  Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) 
•  На стене можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу, на веранде  яркой лентой сделать разметку для игры в "Классики". 
•  Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр. 
•  В группе должна быть  картотека  разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр. 
Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. 
Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию. 
Для повышения интереса к движениям  важно  продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо выполнить заданное движение  7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дошкольного образования  дети могут сами вырезать  полоски соответствующего цвета и укрепить их на своей карточке. 
Итоги целесообразно проводить два раза в год. 
•  Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья". 
•  В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки. 
•  Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря. 
Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях. 
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. 

Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми. 
  
Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах. 
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений. 
  
•  Массажёр "Орешки". 
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см ) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры). 
  
•  Дорожка "Апельсиновая" 
Состоит из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок. 
  
•  Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" 
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м ) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. 
Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески. 
  
•  Тренажёр "Попади в кольцо" 
Деревянное кольцо (диаметр - 40 см ) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м ) с мягким шариком. 
Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить. 
  
•  "Лыжи" 
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. 
  
•  Напольные шашки 
Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

свернуть