Развитие творческого потенциала педагогов в процессе организации развивающей игровой среды в группе

Развитие творческого потенциала  педагогов  в процессе организации  развивающей  игровой  среды  в группе

(игра с элементами тренинга для педагогов)

    Цель: формирование  нестандартного педагогического мышления (нахождение у объекта его ресурсов, использование  этих ресурсов без дополнительных вложений, умение использовать любой предмет многофункционально, развитие умения  объяснять, когда количество объекта может изменить его качество; развитие умения  анализировать проблемную ситуацию, принимая во внимание ее специфические условия и варианты их развития, нахождение решения проблемы;  развитие  креативности педагогов).

  1. Игра «Хорошо – плохо» («Один  хорошо, много – плохо», «Много – хорошо, один – плохо»).

Одному игроку  предлагается обосновать понятие с позиции «Один – хорошо, много - плохо», а другому игроку – с позиции «Много – хорошо, один - плохо»

Варианты слов для обсуждения:

Ребенок в группе

Педагог

Группа

Игрушка

Стеллаж

Доска магнитная

Игровой центр.

 

  1. 2. Проблемная ситуация

     Представить фрагменты занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе, где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.

 Программные  задачи из разделов:

 Знакомство с новой цифрой.

 Состав числа.

 Закрепление знания геометрических фигур.

 Ориентировка в пространстве.

 Развитие мелкой моторики.

     Педагоги по очереди  выбирают одну  из программных задач из предложенных разделов, предлагают свое решение.

 

 

    3.Реализация принципа интеграции (метод  Кругов Луллия – ТРИЗ–РТВ технология)

 

      Упражнение проводится с использованием двух кругов. На одном –названия образовательных областей: «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Развитие речи и культура речевого общения», «Подготовка к обучению грамоте»). На втором – постановка какой-либо цели к занятиям (знакомство с новой буквой, обучение порядковому счету, развитие движений, развитие целостного восприятия, закрепление умения ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур, координация движения и речи, развитие логического мышления).

     Педагогам предлагается раскрутить круги и после остановки обосновать, как на том или ином занятии можно достичь данной цели, привести пример. Время на обдумывание  не дается.

 

  1. 4«Домашнее задание» (Системный оператор)

Педагогам  предлагается выбрать один из центров РППС, заранее подготовить проект  «Каким я вижу центр…….РППС».

Презентацию провести с использованием  системного  оператора (прошлое, настоящее, будущее).

 

  1. Педагогическая ситуация:

 

   Представить  такую ситуацию: педагог  огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь»

 

   Задание: Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий педагога.

 

1.вариант: подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.

 

2.вариант: выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания: «Очень жаль, что Вам не удалось прийти».

 

  1. вариант: искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему встречи.

 

  1. вариант: в личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.

 

  1. вариант: не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – их право.

 

  1. вариант: попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.
  2. 5.Игра «Режиссер» (составление сказки)

Педагогам предлагается кубик, на гранях которого – изображения каких-либо объектов. Педагоги по очереди бросают кубик.

Задание: составить предложение с данным словом так, чтобы получилась сказка  на заданную тему.

  1. Игра «Да-нет» (сужение поля поиска)

    Педагогам предлагается угадать загаданный предмет, отвечая на вопросы только «да» и  «нет» (вопросы ориентированы на предмет, расположенный в одном из центров детской деятельности)  (отгадка используется в следующей игре)

  1. «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)

    На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта. Педагоги по очереди называют все ресурсы ее использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данного объекта.

  1. Рефлексия.

     Педагогам предлагается ответить на вопросы: «Игра, которая понравилась больше всего», «Игра, которая вызвала больше всего затруднений», «Какая игра была лишняя?»

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2, - Гомель, 1995

2.Прохорова Л. И. Путешествие по Фанталии, Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. 2-е издание. Детство-Пресс, 2003

3.Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких – М.: Педагогика-Пресс, 1993

4.Шевелева Л. Мы выбираем ТРИЗ // Пралеска, № 7, 2005.