Развитие творческого потенциала педагогов в процессе организации развивающей игровой среды в группе
Развитие творческого потенциала педагогов в процессе организации развивающей игровой среды в группе
(игра с элементами тренинга для педагогов)
Цель: формирование нестандартного педагогического мышления (нахождение у объекта его ресурсов, использование этих ресурсов без дополнительных вложений, умение использовать любой предмет многофункционально, развитие умения объяснять, когда количество объекта может изменить его качество; развитие умения анализировать проблемную ситуацию, принимая во внимание ее специфические условия и варианты их развития, нахождение решения проблемы; развитие креативности педагогов).
- Игра «Хорошо – плохо» («Один – хорошо, много – плохо», «Много – хорошо, один – плохо»).
Одному игроку предлагается обосновать понятие с позиции «Один – хорошо, много - плохо», а другому игроку – с позиции «Много – хорошо, один - плохо»
Варианты слов для обсуждения:
Ребенок в группе
Педагог
Группа
Игрушка
Стеллаж
Доска магнитная
Игровой центр.
- 2. Проблемная ситуация
Представить фрагменты занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе, где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.
Программные задачи из разделов:
Знакомство с новой цифрой.
Состав числа.
Закрепление знания геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве.
Развитие мелкой моторики.
Педагоги по очереди выбирают одну из программных задач из предложенных разделов, предлагают свое решение.
3.Реализация принципа интеграции (метод Кругов Луллия – ТРИЗ–РТВ технология)
Упражнение проводится с использованием двух кругов. На одном –названия образовательных областей: «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Ребенок и общество», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Развитие речи и культура речевого общения», «Подготовка к обучению грамоте»). На втором – постановка какой-либо цели к занятиям (знакомство с новой буквой, обучение порядковому счету, развитие движений, развитие целостного восприятия, закрепление умения ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур, координация движения и речи, развитие логического мышления).
Педагогам предлагается раскрутить круги и после остановки обосновать, как на том или ином занятии можно достичь данной цели, привести пример. Время на обдумывание не дается.
- 4. «Домашнее задание» (Системный оператор)
Педагогам предлагается выбрать один из центров РППС, заранее подготовить проект «Каким я вижу центр…….РППС».
Презентацию провести с использованием системного оператора (прошлое, настоящее, будущее).
- Педагогическая ситуация:
Представить такую ситуацию: педагог огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь»
Задание: Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий педагога.
1.вариант: подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
2.вариант: выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания: «Очень жаль, что Вам не удалось прийти».
- вариант: искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему встречи.
- вариант: в личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
- вариант: не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – их право.
- вариант: попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.
- 5.Игра «Режиссер» (составление сказки)
Педагогам предлагается кубик, на гранях которого – изображения каких-либо объектов. Педагоги по очереди бросают кубик.
Задание: составить предложение с данным словом так, чтобы получилась сказка на заданную тему.
- Игра «Да-нет» (сужение поля поиска)
Педагогам предлагается угадать загаданный предмет, отвечая на вопросы только «да» и «нет» (вопросы ориентированы на предмет, расположенный в одном из центров детской деятельности) (отгадка используется в следующей игре)
- «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)
На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта. Педагоги по очереди называют все ресурсы ее использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данного объекта.
- Рефлексия.
Педагогам предлагается ответить на вопросы: «Игра, которая понравилась больше всего», «Игра, которая вызвала больше всего затруднений», «Какая игра была лишняя?»
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2, - Гомель, 1995
2.Прохорова Л. И. Путешествие по Фанталии, Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. 2-е издание. Детство-Пресс, 2003
3.Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких – М.: Педагогика-Пресс, 1993
4.Шевелева Л. Мы выбираем ТРИЗ // Пралеска, № 7, 2005.