Практикум для педагогов и родителей «Изготовление тряпичной куклы»
«Изготовление тряпичной куклы»
Цель: обучение изготовлению тряпичной куклы, повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении куклы.
Задачи:
Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью;
Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности;
Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления куклы из лоскутков ткани;
Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Расширить знания в области декоративно прикладного искусства, Воспитывать интерес к народному творчеству, развивать творческое воображение
Необходимые материалы:
ножницы,
нить швейная белого цвета,
пряжа оранжевого цвета (для волос),
шнурок или тесьма (зелёного, красного и жёлтого цвета)
цветные и однотонные (белые) лоскуты ткани.
Предварительная работа: подготовка схемы и материала для изготовления куклы, оформление мини-выставки различных готовых тряпичных кукол изготовленных детьми, педагогами и родителями, подбор литературы по теме;
План мастер - класса:
- Вступление - Знакомство с историей тряпичной куклы.
- Технологическая часть.
- Практическая часть.
- Просмотр и подведение итогов.
Ход проведения:
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу. С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.
В былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сестры, бабушки, а детей обучали специально традиционным приемам изготовления куклы.
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек наших детей настоящими тряпичными куклами. В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток.
По своему назначению куклы делятся на три группы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана (Берегиня, Ангелочек, Бессонница, Колокольчик, Желанница, Толстушка – Костромушка (от одиночества).
Игровые куклы
предназначались для забавы детям (кукла – полено, зайчик на пальчик, кукла – закрутка, пеленашка).
Обрядовые куклы.
Богата наша земля обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение (кукла Десятиручка, Вепская кукла, кукла Зерновушка, Коляда, Масленица, Веснянка, Зольная кукла, Неразлучники, Кубышка – травница – лечебная).
Изготавливать кукол можно с детьми начиная со старшего дошкольного возраста. Сколько же радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми по изготовлению игрушек помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в «мини-музее куклы». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
Практическая часть
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать Куклу - тряпичную, А значит необычную! До сих пор она без лица - Решил так человек! Чтоб злые духи не могли Вселиться в куклу - оберег! Хранит покой и счастье, Здоровье бережет. Учит быть мастерицами, И к доброте зовет! Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров.
Технология изготовления тряпичной куклы.
Кукла просто загляденье
Детям всем на удивленье
коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Последовательность изготовления тряпичной куклы
«Кукла закрутка»:
- Плотно скатать кусок белой ткани прямоугольной формы в рулик - получается «скалка».
- Зрительно поделить «скалку» пополам и положим ее на пряжу (волосы для куклы). Пряжу сложить на «скалке» крест-накрест.
«Скалку» перегнуть пополам, перевязать шею нитками, нить не обрезать (нить должна быть длинной).
- Цветной лоскуток прямоугольной формы плотно скатываем в рулик и фиксируем по краям нитками (ладошки).
- Вставить руки под голову, перевязать туловище от шеи крест-накрест.
- «Одеваем» куклу:
- заплести косы;
- из цветных лоскутков свернуть юбочку;
- сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали;
- надеть на голову платок.
Смастерила грузовик Для дочки Катюшки. Подняла Катюшка крик: Разве это грузовик? Три пустых катушки. Смастерила ей коня, Пусть берёт, не жалко! Катя смотрит на меня, Не желает брать коня: Это просто палка! Я свернула два лоскутка. Ах,сказала Катя, Ах, какая красота: Кукла в пёстром платье! А.Барто Уважаемые коллеги хочу научить делать одну из игровых кукол – кукла-девочка. Мою куклу зовут Настенька. Предлагаю, сделаем ей подружек.
Ход работы:
- Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см
- Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам
- Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.
Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.
- Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.
- Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.
- Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, вот и подошл к концу наш мастер-класс.
Понравились ли вам наша «встреча»?
На прощание предлагаю подарить кукле одну из трёх лент - пояс.
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Зелёный цвет - удалось, но предложенный материал часто используется.
Желтый цвет - скучно, не интересно.
Посмотрите каких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.
Список Литературы.
- Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, 2007. - 120 с.
- Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013 - 166 с.
- Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003 - 240 с.
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры (В.В. Малова — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013 -351 с.
- Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009.
- Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь.
- Юкина Л. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» ФСТ-Пресс 2001.
Электронный ресурс:
- Народная кукла: //vedjeva.gallery.ru/
- Русские обрядовые куклы: //club/osinka.ru
- Ручная Работа: //handmade.idvz.ru
- Славянская доктрина: //mirtesen.ru