Практикум для педагогов и родителей «Изготовление тряпичной куклы»

«Изготовление тряпичной куклы»

 

Цель: обучение изготовлению тряпичной куклы, повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении  куклы.

Задачи:

Побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью;

Вызвать интерес и желание педагогов применять полученные практические умения в своей деятельности;

Дать педагогам представления об основных технических приемах изготовления куклы из лоскутков ткани;

Создать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Расширить знания в области декоративно прикладного искусства, Воспитывать интерес к народному творчеству, развивать творческое воображение

Необходимые материалы:

ножницы,

нить швейная белого цвета,

пряжа оранжевого цвета (для волос),

шнурок или тесьма (зелёного, красного и жёлтого цвета)

цветные и однотонные (белые) лоскуты  ткани.

 Предварительная работа: подготовка схемы и материала для изготовления куклы, оформление мини-выставки различных готовых тряпичных кукол изготовленных детьми, педагогами и родителями, подбор литературы по теме;

План мастер - класса:

  1. Вступление - Знакомство с историей тряпичной куклы.
  2. Технологическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Просмотр и подведение итогов.

 

Ход проведения:

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу. С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.

В былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сестры, бабушки, а детей обучали специально традиционным приемам изготовления куклы.

В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек наших детей настоящими тряпичными куклами. В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток.

По своему назначению куклы делятся на три группы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы обереги.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана (Берегиня, Ангелочек, Бессонница, Колокольчик, Желанница, Толстушка – Костромушка (от одиночества).

Игровые куклы

предназначались для забавы детям (кукла – полено, зайчик на пальчик, кукла – закрутка, пеленашка).

Обрядовые куклы.

Богата наша земля обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение (кукла Десятиручка, Вепская кукла, кукла Зерновушка, Коляда, Масленица, Веснянка, Зольная кукла, Неразлучники, Кубышка – травница – лечебная).

 

Изготавливать кукол можно с детьми начиная со   старшего дошкольного возраста. Сколько же радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил. Таким образом, занятия с детьми по изготовлению игрушек помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в «мини-музее куклы». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.

Практическая часть

Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать Куклу - тряпичную, А значит необычную! До сих пор она без лица - Решил так человек! Чтоб злые духи не могли Вселиться в куклу - оберег! Хранит покой и счастье, Здоровье бережет. Учит быть мастерицами, И к доброте зовет! Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров.

Технология изготовления тряпичной куклы.

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье

коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Последовательность изготовления тряпичной куклы

 «Кукла закрутка»:

  1. Плотно скатать кусок белой ткани прямоугольной формы в рулик - получается «скалка».
  2. Зрительно поделить «скалку» пополам и положим ее на пряжу (волосы для куклы). Пряжу сложить на «скалке» крест-накрест.

«Скалку» перегнуть пополам, перевязать шею нитками, нить не обрезать (нить должна быть длинной).

  1. Цветной лоскуток прямоугольной формы плотно скатываем в рулик и фиксируем по краям нитками (ладошки).
  2. Вставить руки под голову, перевязать туловище от шеи крест-накрест.
  3. «Одеваем» куклу:
  • заплести косы;
  • из цветных лоскутков свернуть юбочку;
  • сделать рубашку (или сарафан) из квадратного куска ткани, сложенного по диагонали;
  • надеть на голову платок.

 

 

Смастерила грузовик Для дочки Катюшки. Подняла Катюшка крик: Разве это грузовик? Три пустых катушки. Смастерила ей коня, Пусть берёт, не жалко! Катя смотрит на меня, Не желает брать коня: Это просто палка! Я свернула два лоскутка. Ах,сказала Катя, Ах, какая красота: Кукла в пёстром платье! А.Барто Уважаемые коллеги хочу научить делать одну из игровых кукол – кукла-девочка. Мою куклу зовут Настенька. Предлагаю, сделаем ей подружек.

Ход работы:

  1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см

 

  1. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам

 

  1. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.

 

Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

 

  1. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.

 

  1. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

 

 

  1. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.

 

 

Рефлексия

Уважаемые коллеги, вот и подошл к концу наш мастер-класс.

Понравились ли вам наша «встреча»?

На прощание предлагаю подарить кукле одну из трёх лент - пояс.

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Зелёный  цвет - удалось, но предложенный материал часто используется.

Желтый цвет - скучно, не интересно.

Посмотрите каких красавиц вы смастерили. Пусть оберегают они вас от всяких бед.

 

Список Литературы.

  1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, 2007. - 120 с.
  2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
  3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013 - 166 с.
  4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003 - 240 с.
  5. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры (В.В. Малова — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013 -351 с.
  6. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009.
  7. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь.
  8. Юкина Л. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» ФСТ-Пресс 2001.

Электронный ресурс:

  1. Народная кукла: //vedjeva.gallery.ru/
  2. Русские обрядовые куклы: //club/osinka.ru
  3. Ручная Работа: //handmade.idvz.ru
  4. Славянская доктрина: //mirtesen.ru