Проект "Мини-музей куклы"
Образовательный проект
Тема. Мини-музей куклы.
Актуальность. Специфика проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования заключается в расширении возможностей творческого и интеллектуально-познавательного развития детей, например, посредством создания мини-музеев, сочетающих в себе и функцию музея, и образовательную деятельность. Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Кукла - игрушка, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. История создания куклы уходит в далекое прошлое. У каждого народа есть своя национальная кукла. Национальная белорусская кукла отличается своей самобытностью, которая проявляется в материале, использованном нашими предками для ее изготовления, в узорах, росписях, украшениях, в которых можно увидеть историю народа. В современном мире дети все реже встречаются с такими куклами, не осознают ценности таких доступных, простых, но в то же время значимых предметов.
Гипотеза: знакомство с историей куклы, активное участие в сборе информации о кукле, о белорусской кукле, создание мини-музея кукол будет способствовать не только формированию уважительного отношения к культурным традициям белорусского народа, но и вызовет интерес к их изучению. Создание мини-музея в группе будет способствовать расширению значимости развивающей предметно-пространственной среды для развития творческого и интеллектуального потенциала воспитанников.
Вид, тип проекта: образовательный, исследовательско-познавательный.
Длительность: долгосрочный
Сроки реализации: 1 месяц
Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагогические работники, родители.
Цель: формирование у детей представлений о предметах декоративно-прикладного искусства, о способах создания предметов рукотворного мира
Задачи:
- формировать представления об истории создания белорусской куклы;
- формировать представление о музее;
- формировать умение определять и воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке;
- развивать умение определять конструкцию предметов близкого окружения;
- развивать умение сравнивать прошлое и настоящее предметов близкого окружения (кукол);
- воспитывать желание участвовать в экспериментировании и творческой преобразующей деятельности (придумать новую куклу).
Формы и методы проекта:
- поиск информации в энциклопедиях и Интернет-ресурсах;
- рассказы воспитателей дошкольного образования, законных представителей воспитанников о куклах их детства, их бабушек, дедушек.
- рассматривание кукол (современных, народных (из льна, соломки, ткани, глины));
- использование «системного оператора», «системного лифта» (методы ТРИЗ-РТВ-технологии) при рассматривании народных кукол;
- создании мини-музея куклы;
- занятия;
- участие в экспериментировании с материалом (глиной, тканью, соломка, лен);
- изготовление совместно со взрослыми кукол.
- использование самодельных кукол в игровой деятельности.
Предполагаемый результат
Дети.
1.Имеют представление об истории создания белорусских народных кукол, о значении музея в жизни человека.
2.Составляют описательные, творческие рассказы об игрушке (кукле).
3.Определяют материал, из которого сделана кукла (глина, лен, солома, ткань), правильно определят материал-наполнитель (на ощупь).
4.Рассуждают о прошлом и будущем кукол.
5.Экспериментируют с материалами.
6.Используют самодельные куклы в игровой деятельности.
- Принимают участие в организации мини-музея в группе
Родители.
1.Стали активным участниками образовательного проекта, партнерами ребенка в поисках и сборе информации по теме проекта.
2.Расширили представления об истории создания куклы.
Педагогические работники.
1.Создали в группе мини-музей куклы.
2.Создали альбом «Эти разные куклы».
3.Создали альбом детских рассказов о куклах.
5.Познакомились с музейной педагогикой, раскрыли ее возможности для организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
6.Пополнили среду группы дидактическим материалом по теме рукотворного мира.
Обеспечение проектной деятельности
Научно-методическое:
1.Учебная программа дошкольного образования. -НМУ «Национальный институт образования», 2019.
2.. Ладутько, Л.К. Ребенок познает социальный мир.5-7 лет/ Л.К. Лпдутько, С.В.Шкляр,2-е издание. – Минск: Аверсэв,2021.
3..Материалы из Интернета.
Кадровое: воспитатели дошкольного образования.
Материально-техническое: куклы, иллюстрации, художественная литература по теме проекта, дидактические игры, материалы для изготовления кукол, для проведения опытов и экспериментов.
Продукты проектной деятельности:
Альбом « Наши рассказы о куклах».
Альбом «Эти разные куклы».
Мини-музей кукол.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
|
Задачи: Разработать план проекта. Заинтересовать воспитанников и их родителей темой проекта. Создать условия, побуждающие воспитанников к активной познавательной практической, исследовательской деятельности. Привлечь законных представителей воспитанников группы к активному участию в реализации проекта. |
|
Содержание деятельности участников проекта |
|
Педагогические работники |
- изучение вопроса «Создание мини-музея в группе»; - сбор информации о белорусской национальной кукле; - планирование проекта: подбор форм и методов работы; - выявление представлений у воспитанников о том, какие бывают куклы; - подбор белорусских кукол; - пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим, иллюстративным материалом по теме проекта, материалами для проведения ручного труда опытов и экспериментов. - опрос родителей «Куклы, в которые играли Вы и Ваши родители, бабушки, дедушки». |
Дети |
-активизирующее общение: «Зачем нужны куклы?», «Со всеми ли куклами можно играть?», «Что ты знаешь о белорусских национальных куклах?» - рассматривание картинок, иллюстраций с изображением кукол. |
Родители |
- оказание помощи педагогическим работникам в подборе иллюстративного материала, в организации развивающей предметно-пространственной среды; - поиск информации совместно с ребенком; - участие в опросе «Куклы, в которые играли Вы и Ваши родители, бабушки, дедушки». |
|
Основной этап |
Задачи |
- формировать представления об истории создания белорусской куклы; - формировать представление о музее; - формировать умение определять и воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке; - развивать умение определять конструкцию предметов близкого окружения; - развивать умение сравнивать прошлое и настоящее предметов близкого окружения (кукол); - воспитывать желание участвовать в экспериментировании и творческой преобразующей деятельности (придумать новую куклу). |
|
Содержание деятельности участников проекта |
Педагогические работники |
- организация работы с воспитанниками и родителями в рамках проекта |
Дети |
Учебно-дидактический центр - занятие по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Белорусская народная кукла»; - рассматривание кукол с помощью «Системного оператора», «Системного лифта» (методы ТРИЗ-РТВ технологии) . Познавательно-практический центр - рассматривание, обследование самодельных белорусских кукол, кукол из глины, соломы, льна, ткани; - участие в опытах и экспериментах, связанных с материалом (лен, соломка, глина, ткань); - Дидактические игры: « Ателье- центр: - разработка эскизов « Кукла будущего»; - рисование схем последовательности её изготовления. - ручной труд « Сделаем куклу своими руками» Центр драматизации: - сравнение белорусских кукол с куклами для игры, с театральными куклами; - использование самодельных кукол в сюжетно- ролевых играх «Магазин», «Семья» Библиотечно-релаксационный центр - составление альбома «Наши рассказы о куклах» - создание альбома «Эти разные куклы» - чтение (с дальнейшей беседой по содержанию) произведений художественной литературы о куклах. |
Родители |
- подбор иллюстраций и информации по теме проекта; - помощь детям в проведении исследований по теме проекта; - создание альбома «Эти разные куклы» |
|
Заключительный этап |
|
Задачи: 1.Создать мини-музей кукол. 2. Стимулировать интерес воспитанников к познавательной практической, творческой деятельности. 3. Повысить желание родителей поддерживать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности, активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе. |
|
Содержание деятельности участников проекта |
Педагогические работники |
- создан мини-музей кукол; - подготовка фотоматериалов о проведенном проекте; - пополнена РППС новыми дидактическими играми, схемами, дидактическим материалом по теме проекта. |
Дети |
- мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которую используют для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я – экскурсовод» и др.), для организации игровой деятельности. |
Родители |
- становятся активными участниками практической работы с детьми по изготовлению кукол. |