Проект "Мини-музей куклы"

Образовательный проект

          Тема.  Мини-музей куклы.

     Актуальность.  Специфика проектирования развивающей предметно-пространственной среды  в учреждении дошкольного образования  заключается в расширении возможностей творческого и интеллектуально-познавательного развития детей, например, посредством создания мини-музеев, сочетающих в себе и функцию музея, и образовательную деятельность. Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

    Кукла - игрушка, которая сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства. История создания куклы уходит в далекое прошлое. У каждого народа есть своя национальная кукла.    Национальная белорусская  кукла отличается своей самобытностью,  которая проявляется в материале, использованном  нашими  предками  для ее изготовления, в   узорах, росписях, украшениях, в которых можно увидеть историю народа.  В современном мире дети все реже встречаются с  такими куклами, не  осознают ценности таких доступных, простых, но в то же время значимых  предметов.

      Гипотеза: знакомство с историей  куклы, активное участие в   сборе информации  о кукле, о белорусской кукле, создание мини-музея кукол   будет способствовать не только формированию уважительного отношения к культурным традициям белорусского народа, но и  вызовет интерес к  их изучению. Создание мини-музея  в группе будет способствовать расширению  значимости  развивающей предметно-пространственной среды для    развития творческого и  интеллектуального потенциала воспитанников.

Вид, тип проекта: образовательный, исследовательско-познавательный.

Длительность: долгосрочный

Сроки реализации: 1 месяц

Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагогические работники, родители.

Цель: формирование у детей представлений о  предметах декоративно-прикладного искусства, о  способах создания предметов рукотворного мира

     Задачи:

- формировать  представления об истории   создания белорусской куклы;

- формировать представление о музее;

-  формировать умение определять  и  воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке;

 

-  развивать  умение определять  конструкцию   предметов близкого окружения;

- развивать умение сравнивать прошлое и настоящее предметов близкого окружения (кукол);

-  воспитывать желание участвовать в экспериментировании и творческой преобразующей деятельности (придумать новую куклу).

Формы и методы проекта:

 - поиск информации в  энциклопедиях и Интернет-ресурсах;

 - рассказы воспитателей дошкольного образования, законных представителей воспитанников о куклах их детства, их бабушек, дедушек.

- рассматривание кукол (современных, народных (из льна, соломки, ткани, глины));

- использование «системного оператора», «системного лифта» (методы ТРИЗ-РТВ-технологии) при рассматривании народных кукол;

- создании мини-музея куклы;

- занятия;

- участие в  экспериментировании с материалом (глиной, тканью, соломка, лен);

-  изготовление совместно со взрослыми  кукол.

- использование самодельных кукол в игровой деятельности.

Предполагаемый результат

    Дети.

1.Имеют представление об истории создания белорусских народных кукол, о  значении музея в жизни человека.

2.Составляют описательные, творческие рассказы об игрушке (кукле).

3.Определяют материал, из которого сделана кукла (глина, лен, солома, ткань), правильно определят материал-наполнитель (на ощупь).

4.Рассуждают о  прошлом и будущем кукол.

5.Экспериментируют с материалами.

6.Используют  самодельные куклы в игровой деятельности.

  1. Принимают участие в организации мини-музея в группе

Родители.

1.Стали активным участниками образовательного проекта, партнерами ребенка в поисках и сборе информации по теме проекта.

2.Расширили представления об истории создания куклы.

Педагогические работники.

1.Создали в группе мини-музей куклы.

2.Создали  альбом  «Эти разные куклы».

3.Создали альбом   детских   рассказов о куклах.

5.Познакомились с музейной педагогикой, раскрыли ее возможности для организации развивающей предметно-пространственной  среды в группе.

6.Пополнили среду группы дидактическим материалом  по теме рукотворного мира.

 

                             Обеспечение проектной деятельности

 Научно-методическое:

1.Учебная программа дошкольного образования. -НМУ «Национальный институт образования», 2019.

2.. Ладутько, Л.К. Ребенок познает  социальный мир.5-7 лет/ Л.К. Лпдутько, С.В.Шкляр,2-е издание. – Минск: Аверсэв,2021.

3..Материалы из Интернета.

Кадровое: воспитатели дошкольного образования.

 

Материально-техническое: куклы, иллюстрации, художественная литература по теме проекта, дидактические игры, материалы для изготовления кукол,  для проведения опытов и экспериментов.

 

Продукты проектной деятельности:

Альбом  « Наши  рассказы о куклах».

Альбом «Эти разные куклы».

Мини-музей кукол.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи:

Разработать план проекта.

Заинтересовать воспитанников и их родителей темой проекта.

Создать условия, побуждающие воспитанников к активной познавательной практической, исследовательской деятельности.

Привлечь   законных представителей  воспитанников  группы к активному участию в реализации проекта.

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические

 работники

-  изучение вопроса «Создание мини-музея в группе»;

- сбор информации о  белорусской национальной кукле;

- планирование проекта: подбор форм и методов работы;

- выявление представлений  у воспитанников о том, какие бывают куклы;

- подбор белорусских кукол;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическим,  иллюстративным материалом по теме проекта, материалами для проведения    ручного труда  опытов и экспериментов.

-  опрос  родителей «Куклы, в которые играли Вы и Ваши родители, бабушки, дедушки».

Дети

-активизирующее общение: «Зачем нужны куклы?», «Со всеми ли куклами можно играть?», «Что ты знаешь о белорусских  национальных куклах?»

-  рассматривание картинок, иллюстраций с изображением кукол.

Родители

- оказание помощи педагогическим работникам в подборе иллюстративного материала, в организации   развивающей предметно-пространственной среды;

- поиск информации совместно с ребенком;

- участие в опросе «Куклы, в которые играли Вы и Ваши родители, бабушки, дедушки».

 

Основной этап

 Задачи

- формировать  представления об истории   создания белорусской куклы;

- формировать представление о музее;

-  формировать умение определять  и  воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке;

-  развивать  умение определять  конструкцию   предметов близкого окружения;

- развивать умение сравнивать прошлое и настоящее предметов близкого окружения (кукол);

-  воспитывать желание участвовать в экспериментировании и творческой преобразующей деятельности (придумать новую куклу).

 

Содержание деятельности участников проекта

Педагогические

 работники

- организация работы с воспитанниками и родителями в рамках проекта

Дети

Учебно-дидактический центр

- занятие по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Белорусская народная кукла»;

- рассматривание кукол с помощью  «Системного оператора», «Системного лифта» (методы ТРИЗ-РТВ технологии) .

Познавательно-практический центр

 -  рассматривание, обследование самодельных белорусских кукол, кукол из глины,  соломы,  льна,   ткани;

- участие в опытах и экспериментах, связанных с материалом (лен, соломка, глина, ткань);

- Дидактические игры: «

  Ателье- центр:

- разработка эскизов  « Кукла будущего»;

- рисование схем  последовательности  её изготовления.

- ручной труд « Сделаем куклу своими руками»

Центр драматизации:

- сравнение белорусских кукол с куклами для игры, с театральными куклами;

-   использование самодельных кукол в  сюжетно- ролевых играх «Магазин», «Семья»

Библиотечно-релаксационный  центр

-  составление  альбома «Наши рассказы о куклах»

- создание альбома «Эти разные куклы»

- чтение (с дальнейшей беседой по содержанию) произведений художественной литературы о  куклах.

Родители

- подбор иллюстраций и информации по теме проекта;

- помощь детям в проведении исследований по теме проекта;

-   создание альбома «Эти разные куклы»

 

Заключительный этап

 

Задачи:

1.Создать мини-музей кукол.

2. Стимулировать интерес воспитанников к познавательной практической, творческой деятельности.

3. Повысить желание родителей поддерживать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности, активное участие в  пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.

 

Содержание деятельности   участников проекта

Педагогические работники

-  создан  мини-музей кукол;

- подготовка фотоматериалов о проведенном проекте;

- пополнена   РППС новыми дидактическими играми, схемами,  дидактическим материалом по теме проекта.

Дети

- мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды,  которую   используют для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я – экскурсовод» и др.),   для   организации игровой деятельности.

Родители

-   становятся активными участниками  практической работы с детьми по изготовлению кукол.