техническое конструирование

 «Техническое конструирование»

 

      Название  конструктивной деятельности происходит от лат. слова «constructio», что в переводе  обозначает  построение . А.С.Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками –материалами, из которых он конструирует «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру

  

 «Техническое конструирование» объединяет детей, проявляющих интерес к конструктивной деятельности, к  решению логических задач.  

 

  Занятия техническим конструированием способствуют:

  • развитию у воспитанников  умений и способов конструктивно-технической деятельности;
  • развитию  внимания, памяти, воображения, пространственного мышления, мелкой и крупной моторики;
  • развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
  • развитию пространственного  и алгоритмического  мышлении, мыслительных процессов, зрительно-двигательной координации, глазомеру;
  • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к результатам  деятельности.

      

На занятиях  техническим конструированием дети:

  • играют;
  • конструируют;
  • решают логические задачи;
  • активно познают окружающий мир;
  •  исследуют;
  • экспериментируют.

 

Итогом занятий  техническим конструированием является:

  • самостоятельное конструирование   по образцу, условиям, теме, схеме, замыслу из деталей конструкторов разных видов;
  • наличие стойкого  интереса к науке, технике, познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • умение решать логические задачи.
  • Сроки проведения: октябрь 2023 г. - май 2024 г.

    Время проведения:  среда

    Педагог дополнительного образования Черепович Марина Яновна   

    Стоимость 1 занятия  –  3 руб. 50 коп. 

 

Консультация для родителей

«Значение конструирования

в умственном развитии ребенка»

 

    Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить.

    Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

   Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

   Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся:

  • конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
  • конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
  • конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

    В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.   

   К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании   дети,  создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

    Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду.

   Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

    При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Дети учатся изготавливать поделки из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.

    Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

    Конструирование – это  деятельность, которая отвечает  интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

    Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала.  Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность  получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Заниматься с ребёнком конструированием  необходимо, т.к.:

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений  на другие ситуации;     
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко.  В процессе  конструирования дети усваивают  правильное употребление относительных понятий: большой – маленький,  длинный – короткий, высокий – низкий,  широкий – узкий. Также они  упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т.д.).

    Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

    Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

     Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения, выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приемами выполнения. Трудовое воспитание, которое получают дошкольники на занятиях конструированием, способствует и их нравственному воспитанию.

    Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

 

 

Значение конструирования для разностороннего развития детей  дошкольного возраста

 

     Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование   тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.     В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство разностороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.     Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета,   практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета.   Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.      В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки.   Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях - фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах - мотор, кабина, кузов, колеса и т. д.  Части отличаются по форме, величине. Зависят эти различия от назначения: здания школы, детского сада имеют большое количество широких окон, чтобы в помещениях было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здания магазина - широкие витрины и т.д. Форма и величина частей различная, однако, основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.      В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек   (жилой дом, школа, детский сад) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает   схему изготовления постройки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.         В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.       В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны.          Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.   

      Конструирование  способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. В ходе  конструирования   у детей воспитывается воля, сдержанность, умение  слушать,  согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.      Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей   с некоторыми сооружениями и постройками, а также доступными для их понимания архитектурными памятниками   взрослый  имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.     Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию удетей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

свернуть