Роль воспитателя дошкольного образования на музыкальном занятии и при подготовке и проведении праздников и развлечений

 Роль воспитателя дошкольного образования на музыкальном занятии и при подготовке и проведении праздников и развлечений

    Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
    Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для разностороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в процессе самостоятельной деятельности водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны  ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания  в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель дошкольного образования. Но для этого педагог должен иметь необходимые знания в области музыки.

Воспитатель дошкольного образования дошкольного образования обязан:


- развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях);

-содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
-  развивать музыкальный слух, чувство ритма детей, в процессе проведения музыкально - дидактических игр;
- углублять музыкальные впечатления детей путем слушания  музыки в группе;
- знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы;

- быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Воспитатель дошкольного образования должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все виды музыкально-художественной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические  движения,  игру на музыкальных инструментах.

Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального  руководителя  и воспитателя  дошкольного образования не всегда приводит к желаемым результатам.

 Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а педагог при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель дошкольного образования,  недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем дошкольного образования может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где педагог дошкольного образования любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Музыкально – ритмические движения и танцевальное творчество» , «Пение и песенное творчество» музыкальный  руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем дошкольного образования. 

Активность воспитателя дошкольного образования зависит от  трех  факторов:

1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше педагог поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель дошкольного образования обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1.  поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель дошкольного образования садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. при обучении детей музыкально-ритмическим  движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным  руководителем материал.
  4. умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
  5. повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
  6. повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету или диск.

Чем активнее воспитатель дошкольного образования  делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.

   Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться после  них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкально-художественная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, развитию представлений об окружающем мире, речевому развитию. Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

Список использованной литературы.

 

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.

3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.

4. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

5. Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы». — М.: «ТЦ Сфера», 2007.

 6. Картушина М.Ю. «Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

 7. Ромашков Е.И. Веселые утренники в детском саду. — М.: «АСТ пресс», 2005.

 8. Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома. Подготовка и проведение». — Минск: «Современная школа», 2007.

 9. Хворостутина С.А. «Праздники в детском саду»- М.: «ЛитРес», 2009.

 10. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

11. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання