Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

 Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» - серьёзный шаг в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за содержание и воспитание детей в семье.

Задачи Декрета №18:  

  1. Защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях;
  2. Повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

     Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. В соответствии со ст. 67 Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении. Обязанности родителей в отношении детей определены в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

  • Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
  • Частое отсутствие в дошкольном учреждении ребенка без уважительной причины;
  • Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
  • Эпизодически нетрезвое состояние родителей;
  • Несвоевременно оплата за  питание ребенка в учреждении;
  • Следы побоев у ребенка;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Антисанитарное состояние квартиры;
  • Факты бытового пьянства;
  • Наличие долга за коммунальные услуги.

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

       Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные, базовые потребности ребенка. Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

  • изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);
  • анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
  • анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
  • учета посещения несовершеннолетними учреждения образования;
  • изучения поступившей информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭУ, отдел опеки и попечительства и др.) При получении информации о социально опасном положении ребенка по приказу руководителя учреждения образования совместно с межведомственными службами проводится социальное расследование с целью изучения положения несовершеннолетнего в семье.

 

   

       Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Данный документ вступил в силу с 1 февраля 2019 г. 

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных  и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и(или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и(или) здоровья ребенка.

 

     

 

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2021 N 493  « Об изменении постановлений  Совета Министров  Республики Беларусь» внесены изменения в порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, в критерии и показатели такого положения. Изменения вступили в силу 03.09.2021.

В число показателей социально опасного положения вошло:

  • необеспечение родителями регистрации ребенка по месту жительства (пребывания) в течение месяца со дня его рождения или прибытия на новое место жительства (пребывания);
  • факты, подтверждающие отсутствие контроля родителей за поведением и местонахождением ребенка, приведшие к его самовольному уходу из дома, к бродяжничеству, попытке суицида;
  • привлечение лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка, к административной ответственности за отдельные правонарушения; потребление наркотиков, психотропов, алкоголя, приведшее к применению мер профилактики; жестокое обращение с ребенком (раньше речь шла только о родителях).

Систематическое, а именно два и более раза в течение 6 месяцев подряд, невыполнение рекомендаций медработников по лечению ребенка также будет показателем социально опасного положения.

Отдельные показатели социально опасного положения приведены в соответствие с КоАП, вступившим в силу 01.03.2021.

Совмин уточнил органы и организации, участвующие в выявлении неблагоприятной для детей обстановки, а также пределы их компетенции.

Госорганы, организации, оказывающие социальные услуги, иную помощь, информацию об их оказании либо о не обращении за ними родителей обязаны направить в совет профилактики не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения данного совета.

Координационный совет больше не будет рекомендовать родителям обратиться за оказанием социальных услуг. В то же время сейчас он может отказать в признании ребенка находящимся в социально опасном положении. При этом должен указать причины отказа.

Срок обжалования решения координационного совета в исполком (местные администрации) составит 10 рабочих дней со дня принятия.