Если в семье тревожный ребенок

Если в семье тревожный ребенок

 

Тревожность – это повышенная склонность испытывать опасения и беспокойство. Тревога эволюционно нужна организму: она мобилизует человека, чтобы избежать опасности или решить проблему. Однако часто случается так, что человек чувствует тревогу в тех обстоятельствах, когда этого не требуется. Любое событие, даже объективно благополучное, может восприниматься как неблагоприятное и опасное.Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы.

Признаки тревожности у ребенка

  • Ребенок не может долго работать, не уставая
  • Любое занятие вызывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения задания очень напряжен, скован
  • Смущается чаще других, краснеет
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны
  • Руки у него обычно холодные и влажные
  • У него нередко бывает расстройство стула
  • Сильно потеет, когда волнуется
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается
  • Часто не может сдержать слезы
  • Плохо переносит ожидание
  • Не любит браться за новое дело
  • Не уверен в себе и своих силах
  • Боится столкнуться с трудностями
  • Испытывает страх перед всем новым, незнакомым, непривычным
  • Болезненно воспринимает критику от окружающих

Тревожность дошкольников

Тревожность в дошкольном возрасте может быть связана с возникновением страхов у ребенка.В период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей. В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смерти.

 

Откуда берется повышенная тревожность?

  1. Если в доме постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами постоянно чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительное, ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на обычные события жизни.
  2. Если ребенок испытывает недостаток информации. Например, чувствует, что родители что-то недоговаривают ему, или когда на словах все хорошо, но ребенок чувствует эмоциональное напряжение между членами семьи.
  3. Авторитарный стиль воспитания.
  4. Завышенные ожидания взрослых. В такой ситуации ребенок находится в постоянном напряженном ожидании: сумел он или не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Тревожность у ребенка также развивается вследствие наличия у него внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой).
  • Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными.
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение (манипулирование).

Специалисты считают, что в дошкольном и в младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

 

Как помочь тревожному ребенку?

 

  1. Примите тревожность ребенка, даже если его страхи и опасения кажутся вам несерьезными. Посочувствуйте ему («Да это обидно, неприятно») и только потом помогайте ему найти выход из ситуации.
  2. Повышайте самооценку ребенка. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Подмечайте все его малейшие успехи и хвалите за них. Главная ваша задача – верить в вашего ребенка настолько сильно, чтобы заразить этой верой и его.
  3. Не торопите ребенка – ему нужно время, чтобы привыкнуть к новым ситуациям или обстоятельствам. Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». В ситуации, где ребенок чувствует тревогу, бессмысленно говорить фразы «не бойся», «здесь нет ничего страшного». Важно помочь создать условия, чтобы ребенок мог почувствовать себя в безопасности.
  5. Не кричите на ребенка и не используйте слова, которые унижают чувство его достоинства.
  6. Не предъявляйте к ребенку завышенных и необоснованных требований. Будьте последовательны в своих действиях: не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  7. Старайтесь чаще обращаться к ребенку по имени, чаще используйте телесный контакт (поцелуи, объятья).
  8. Не осуждайте ребенка за ошибки. Приучайте ребенка к пониманию, что совершать ошибки – это нормально.
  9. Делайте ребенку как можно меньше замечаний. Если все-таки необходимо сделать замечание, подойдите к ребенку, посмотрите ему в глаза и спокойно объясните, почему он не прав.
  10. Сами демонстрируйте ребенку образец уверенного поведения.
  11. Заранее готовьте ребенка к переменам и важным событиям – проговаривайте то, что будет происходить. Вы можете обыгрывать тревожащие ситуации с помощью ролевой игры. Так ребенок в игровой форме может пережить сложную для него ситуацию от лица куклы или сказочного героя. Вы можете читать терапевтические сказки (как правило, они подобраны по темам) или сами придумывать сказки, в которых герои попадают в тревожащие их ситуации и в итоге находят достойный выход из них.
  12. Научите ребенка расслабляться. Регулярно занимайтесь с ним упражнениями на расслабление (так как у тревожных детей есть мышечные зажимы в области лица, грудной клетки и живота).