Если в семье тревожный ребенок
Если в семье тревожный ребенок
Тревожность – это повышенная склонность испытывать опасения и беспокойство. Тревога эволюционно нужна организму: она мобилизует человека, чтобы избежать опасности или решить проблему. Однако часто случается так, что человек чувствует тревогу в тех обстоятельствах, когда этого не требуется. Любое событие, даже объективно благополучное, может восприниматься как неблагоприятное и опасное.Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы.
Признаки тревожности у ребенка
- Ребенок не может долго работать, не уставая
- Любое занятие вызывает излишнее беспокойство
- Во время выполнения задания очень напряжен, скован
- Смущается чаще других, краснеет
- Жалуется, что ему снятся страшные сны
- Руки у него обычно холодные и влажные
- У него нередко бывает расстройство стула
- Сильно потеет, когда волнуется
- Спит беспокойно, засыпает с трудом
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается
- Часто не может сдержать слезы
- Плохо переносит ожидание
- Не любит браться за новое дело
- Не уверен в себе и своих силах
- Боится столкнуться с трудностями
- Испытывает страх перед всем новым, незнакомым, непривычным
- Болезненно воспринимает критику от окружающих
Тревожность дошкольников
Тревожность в дошкольном возрасте может быть связана с возникновением страхов у ребенка.В период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей. В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смерти.
Откуда берется повышенная тревожность?
- Если в доме постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами постоянно чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительное, ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на обычные события жизни.
- Если ребенок испытывает недостаток информации. Например, чувствует, что родители что-то недоговаривают ему, или когда на словах все хорошо, но ребенок чувствует эмоциональное напряжение между членами семьи.
- Авторитарный стиль воспитания.
- Завышенные ожидания взрослых. В такой ситуации ребенок находится в постоянном напряженном ожидании: сумел он или не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
Тревожность у ребенка также развивается вследствие наличия у него внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой).
- Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными.
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение (манипулирование).
Специалисты считают, что в дошкольном и в младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.
Как помочь тревожному ребенку?
- Примите тревожность ребенка, даже если его страхи и опасения кажутся вам несерьезными. Посочувствуйте ему («Да это обидно, неприятно») и только потом помогайте ему найти выход из ситуации.
- Повышайте самооценку ребенка. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Подмечайте все его малейшие успехи и хвалите за них. Главная ваша задача – верить в вашего ребенка настолько сильно, чтобы заразить этой верой и его.
- Не торопите ребенка – ему нужно время, чтобы привыкнуть к новым ситуациям или обстоятельствам. Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
- Не заставляйте ребенка «быть смелым». В ситуации, где ребенок чувствует тревогу, бессмысленно говорить фразы «не бойся», «здесь нет ничего страшного». Важно помочь создать условия, чтобы ребенок мог почувствовать себя в безопасности.
- Не кричите на ребенка и не используйте слова, которые унижают чувство его достоинства.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных и необоснованных требований. Будьте последовательны в своих действиях: не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Старайтесь чаще обращаться к ребенку по имени, чаще используйте телесный контакт (поцелуи, объятья).
- Не осуждайте ребенка за ошибки. Приучайте ребенка к пониманию, что совершать ошибки – это нормально.
- Делайте ребенку как можно меньше замечаний. Если все-таки необходимо сделать замечание, подойдите к ребенку, посмотрите ему в глаза и спокойно объясните, почему он не прав.
- Сами демонстрируйте ребенку образец уверенного поведения.
- Заранее готовьте ребенка к переменам и важным событиям – проговаривайте то, что будет происходить. Вы можете обыгрывать тревожащие ситуации с помощью ролевой игры. Так ребенок в игровой форме может пережить сложную для него ситуацию от лица куклы или сказочного героя. Вы можете читать терапевтические сказки (как правило, они подобраны по темам) или сами придумывать сказки, в которых герои попадают в тревожащие их ситуации и в итоге находят достойный выход из них.
- Научите ребенка расслабляться. Регулярно занимайтесь с ним упражнениями на расслабление (так как у тревожных детей есть мышечные зажимы в области лица, грудной клетки и живота).